Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
eTXT

Все о кентаврах

 

Все о кентаврахВсе о кентаврах

 

Кентавры – это герои древнегреческих мифов. Они имеют очень необычный внешний вид: существо с человеческими торсом, руками, головой и лошадиными туловищем, ногами. Их еще называют получеловек-полулошадь. Согласно сказаниям, кентавры предпочитают обитать преимущественно в лесах.

 

Существует немало легенд по поводу появления кентавров. По одной из версий они могли появиться на Земле более 3000 лет назад. Впервые образ этого удивительного существа появляется в Вавилоне. Произошло это примерно в середине 18-го века до н. э. В этот период велась ожесточенная борьба за Ближний Восток. Известно, что касситы (племя кочевников) вокруг своих владений строили из камня статуи богов. Они охраняли земли от вторжения врагов. Кентавры, вооруженные луком и стрелами входили в число хранителей племени. Касситы были полностью уничтожены к 1250-м гг. до н. э. А образ кентавра сохранился до наших дней.

 

Появление такого рода существа доказывает, что уже в те далекие времена лошадь являлась неотъемлемой частью жизни человека. Вполне возможно, племя касситов были первыми людьми, которым удалось приручить дикую лошадь. Со стороны всадник мог выглядеть одним целым с животным для простых земледельцев. Возможно, что появление лошади в жизнедеятельности человека послужило толчком к возникновению образа кентавра.

 

Кентавры в Древней Греции

 

 Все о кентаврахВсе о кентаврах

 

После исчезновения касситов эти существа начали появляться в других цивилизациях. И дошли до Древней Греции. В 8 веке до н.э. появляется глиняный сосуд с изображением битвы Тессея и кентавра. В греческой мифологии они изображаются существами с телом лошади, с торсом и головой человека. Лица у них были грубые и заросшие, а уши, как у коней. Человеческий торс не прикрывался одеждой. Кентавры в качестве оружия могли использовать камень, дубину или лук.

 

По одной из версий эти существа являются прямыми потомками сына Ареса. Их отцом стал фессалийский царь-титан племени лапифов. Звали его Иксион. По легенде ему очень понравилась жена Зевса Гера, он хотел ее соблазнить. Об этом узнал главный бог Олимпа и решил проучить титана. К Иксиону под видом Геры пришла богиня облаков Нефела. В результате этой связи на свет появилось невиданное до этого времени существо – кентавр.

 

По другой версии их прародителем стал сын Аполлона и Океаниды. Однако не исключается вариант того, что кентавры могли быть детьми самого Аполлона. Еще в одном мифе говорится, что эти существа воспитывались нимфами на полуострове Пелион.

Образ кентавра появляется и в древнегреческой литературе. В «Одиссее» Гомера упоминается одна история с участием этого мифического существа. На одной свадьбе кентавр Эвритион перебрал вина и хотел похитить невесту. Ему этого сделать не удалось. В наказание его изгнали. Кроме этого, отрезали уши и нос. Оскорбленный Эвритион хотел отомстить и собрал своих собратьев для битвы. Но кентавры в этом сражении потерпели поражение.

 

В то время греки уже занимались разведением лошадей и были знакомы с их непростым характером. Иногда это прекрасное животное могло вести себя очень непредсказуемо и агрессивно. Поведение героев мифов во многом перекликалось с особенностями лошадиного нрава. Кентавры становились буйными только после употребления вина.

 

Этих существ часто изображали на вазах. Самыми цивилизованными представителями кентавров считаются Фолос и Хирон. Именно они и становились героями изображений. Известно, что большинство кентавров было убито Гераклом в одном из мифов. Жертвами героя стали и Фолос с Хироном. Выжившие представители рода заслушались песен сирен и забыли о том, что для поддержания жизни необходимо питаться. Все это привело к их преждевременной смерти.

 

Кентавры жителями Древней Греции воспринимались как животные, несмотря на частично человеческое обличье и способность говорить. В разных частях страны это существо изображали по-разному. На континентальной части они имели длинные неопрятные волосы, в Эртурии кентавры изображались с короткими прическами. Не всегда они были вооружены луком, иногда в качестве оружия они использовали обычный булыжник или палку. Кроме того, эти мифические существа могли изображаться с крыльями.

 

Кентавры отличались своим несдержанным характером, склонностью к насилию и агрессии. К людям они относились враждебно, любили выпивать и вести разгульный образ жизни.

 

Упоминания о кентаврах в более поздние времена

 

Все о кентаврахВсе о кентаврах

 

В Древнем Риме кентавр не имеет такого взрывного характера как в греческих мифах. Он является дружелюбным спутником Эроса и Диониса. Образ существа прекрасно описывается в «Метаморфозах» Овидия. Наиболее любопытной является история двух кентавров: Циллара и Гилономы. Это история любви двух удивительных существ. Они отличались своей красотой. В одной из битв Циллар был убит и, чтобы не оставаться в этом мире одной, Гилонома легла на копье, пронзившее ее возлюбленного. Эта история бессмертной любви перекликается с рассказом о Ромео и Джульетте и противоречит греческому образу кентавра.

 

Мифическое существо стало одним из зодиакальных символов (стрелец). Это позволило ему не исчезнуть до средних веков. Кентавр этого времени изображался с накинутым плащом и с луком в руках. Полулошадь-получеловек даже был изображен на гербе короля Англии Стефана Первого. А на одном из гобеленов с изображением Гарольда можно найти пять одетых кентавров. Несколько мифических существ имели крылья. Кроме того, до сих пор в Вестминстерском аббатстве в столице Великобритании стоит статуя кентавра из камня.

 

Образ существа упоминается в «Божественной комедии» Данте. В бессмертном творении появляются Хирон, Фолос и Нессос. В их обязанности входит сбрасывать насильников в кровавую реку на седьмом круге ада.

 

Французский историк Лефевр в одной из своих работ, посвященных Трое, делает кентавров союзниками троянцев. А Шекспир возвращается к греческому образу существ. Они у английского драматурга являются главными нарушителями порядка.

 

В 19 веке образ кентавра появляется у Гете в «Фаусте». Хирон олицетворяет мужскую привлекательность, доброту и мудрость. Автор называет его получеловеком и безупречным бегуном.

 

Выдающиеся художники не один раз использовали образ кентавра в своих работах. Он встречается на полотнах Микеланджело, Боттичелли, Рубенса, Пикассо и др. В наше время писатели и художники нередко прибегают к использованию образа мифического существа в своих произведениях.