Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
eTXT

Летучий голландец: как появился корабль-призрак?

 

Летучий голландец как появился корабль-призракЛетучий голландец как появился корабль-призрак

 

Одна из самых известных морских легенд, передающихся из поколения в поколение – история о корабле-призраке под названием Летучий голландец. Этот парусник, по преданиям, не может пристать к берегу, а потому вынужден постоянно блуждать по морям. Лишь иногда его можно заметить в море, и то издалека – говорят, что команда корабля таким образом хочет передать весточку давно умершим людям, которые в свое время остались на берегу. Однако такая встреча у моряков всегда считалась очень плохой приметой.

 

Появление легенды

 

Летучий голландец как появился корабль-призракЛетучий голландец как появился корабль-призрак

 

Основой для легенды о Летучем голландце стала история несчастной любви. Капитан Филипп Ван дер Деккен в далеком 1641 году возвращался на паруснике из Ост-Индии в Нидерланды. На борту парусника среди всех прочих была молодая пара, причем девушка так понравилась Филиппу, что капитан решил любыми путями добиться ее руки. От своего соперника капитан избавился жестоко и просто – совершив убийство. Когда же Ван Деккен сделал девушке предложение, он получил отказ. Более того, девушка покончила с собой, выбросившись за борт.

 

После трагической истории с девушкой и ее суженым на корабле начались неприятности: около мыса Доброй Надежды (по иной версии, это был мыс Горн) парусник попал в жуткий шторм. Матросы и штурман были возмущены поведением капитана и просили его переждать стихию в любой встретившейся бухте, однако Ван Деккен застрелил взбунтовавшихся. Остальным членам команды он поклялся в том, что никто из матросов не ступит на берег до тех пор, пока корабль не минует мыс Доброй Надежды – даже если для этого потребуется вечность. После этих слов с небес послышался голос: «Да будет так!».

 

Капитан Ван Деккен оказался заложником собственной клятвы – теперь он был обречен блуждать по морю целую вечность, не имея возможности пристать к берегу. Его же бессмертие стало ему наказанием – ведь в море ему приходится быть со взбунтовавшейся командой матросов.

 

По другой версии, один раз в 10 лет капитан все же может сойти на берег – для того, чтобы найти девушку, которая захочет стать его женой. В этом случае проклятие разрушится. Также говорят, что для снятия проклятия нужно произнести волшебное слово или же дождаться второго пришествия Иисуса Христа.

 

Альтернативные версии происхождения Летучего голландца

 

Летучий голландец как появился корабль-призракЛетучий голландец как появился корабль-призрак

 

Знаменитая легенда о корабле-призраке имеет много альтернативных версий. По одной из них, капитан Ван Деккен был проклят за свое богохульство, потому что в сердцах сказал команде, что закончит свой путь в шторм даже в том случае, если ему придется плавать до второго пришествия Христа. В другой версии он согласился продать душу дьяволу, лишь бы уцелеть в шторм и не погибнуть, наткнувшись на скалы. И сатана пошел на сделку, но сделал это в свойственной ему манере, обрекая всю команду на вечные мучения.

 

Согласно другому варианту истории, матросы на корабле были заражены никому не известной болезнью, в результате чего они стали ни живыми, ни мертвыми. По этой причине ни в одном порту не осмеливались их принять. Потому Летучий голландец так и бороздит моря с матросами-зомби. Также есть версии, что в шторм команда корабля отказала в помощи другому терпящему бедствие судну, за что и была проклята.

 

Научные обоснования легенды

 

Летучий голландец как появился корабль-призракЛетучий голландец как появился корабль-призрак

 

Ученые, стремящиеся объяснить появление корабля-призрака, не пришли к общему мнению. По одному из вариантов, Летучий голландец есть не что иное, как мираж, фата-моргана. Это оптическое явление возникает, когда в результате разности температур над поверхностью моря образуются несколько слоев воздуха с разной плотностью. В итоге они могут отражать дальние объекты, как зеркало. При этом те, кто видит Летучего голландца, на самом деле наблюдают собственное отражение.

 

Другие ученые связывают появление парусника с таким явлением, как огни святого Эльма. Это светящиеся разряды на острых концах высоких предметов, которые возникают при большой напряженности электрического поля в атмосфере. Часто такое явление возникает во время грозы или перед ней, что и является для моряков тревожным знаком.

 

Еще одна версия возникновения легенд о корабле-призраке – свирепствующая в средние века желтая лихорадка. Данное заболевание передается с укусом комаров. Насекомые-переносчики могли размножаться в емкостях с питьевой водой на корабле и вызвать эпидемию. А высокая летальность заболевания позволяет предполагать, что оно могло уничтожить всю команду на корабле. Встреча с таким кораблем-призраком с умершей командой действительно представляет опасность, поскольку голодные насекомые могут наброситься на матросов и заразить их опасной болезнью.

 

Свидетельства о встрече с Летучим голландцем

 

Летучий голландец как появился корабль-призракЛетучий голландец как появился корабль-призрак

 

Самое первое упоминание в печатном издании о Летучем голландце датируется 1795 годом. Это книга автора Джорджа Баррингтона под названием «Путешествие к Ботаническому заливу». Почти столетие спустя, 11.07.1881 года, о своей встрече с парусником-призраком написал в своем дневнике принц, впоследствии ставший королем Англии – Георг V. При этом он указал другими свидетелями остальных двенадцать членов экипажа военного корабля.

 

Немного позже количество историй о встречах с Летучим голландцем значительно возросло. Только за два года в период 1891-1893 годов зарегистрировали более полутора тысяч заявлений капитанов кораблей о том, что они воочию видели парусник-призрак. Суеверные матросы стали бояться выходов в море, потому что опасались встречи с Летучим голландцем. В связи с этим на международных конференциях было принято решение уничтожать любой корабль-призрак. До 1930 года американскими военными кораблями были расстреляны более двухсот пятидесяти дрейфующих парусников, которые по каким-то причинам остались плавать беспризорными в море.

 

По сей день легенда о Летучем голландце живет, передаваясь из уст в уста. И хотя навигационное оборудование на кораблях с тех пор значительно усовершенствовалось, и на сегодняшний день не утихают рассказы о паруснике-призраке, встреча с которым для капитана и его команды может обернуться настоящей бедой – вплоть до гибели всего экипажа.