В кого верили до Деда Мороза
Вы никогда не задумывались, в кого верили до Деда Мороза? Мы настолько привыкли к образу добродушного дедушки, что кажется – он был всегда. Но это далеко не так. Канонический образ сложился не более чем 100 лет назад. И именно на нём лежит ответственность за то, чтобы встреча нового года само собой прошла, весело и предстоящий год, был счастливым и удачливым. Краснощёкий и бородатый старик доставляет подарки, которые получают дети и взрослые. Важный зимний гость всегда появляется в компании Снегурочки.
Карачун – повелитель тьмы и холода
Мифология сохранила для нас имя подземного бога Карачуна, который напускал тьму, холод и смерть. Проводя лето под землёй, с наступлением зимы он выбирался на поверхность. И на долгие месяцы устанавливал свою власть. Гостинцы он не раздавал, так как был божеством не только злым, но и мстительным.
Карачуна славяне представляли седым суровым старцем с длинной бородой и сердитым взглядом. Одет он был в синий кафтан с белой опушкой и опирался на посох. Карачун проводил время с компанией спутников: вьюжниц - птиц, метелей - волков и всегда с замёрзшими душами.
После принятия христианства происходит постепенное вытеснение языческих богов, и их образы заменяются церковными великомучениками. Период чествования Карачуна по времени приходился на день Николая Чудотворца и именно с эти святым начинают отождествлять мрачного подземного жителя.
Белорусское зимнее божество Зюзя
Этот представитель сонма славянских богов был особенно, почитаем в Полесье. Властелин холодов и снега, повелитель природных явлений бог зимы имел приличной длины бороду, носил кафтан, но ходить предпочитал босиком. Жил в лесу, но часто наведывался в деревни.
В сильные холода Зюзя стучал, по деревьям своей булавой, пугая деревенских баб и детишек. Часто лесной житель заходит в деревни, украшая узорами окна, предупреждая о надвигающейся стуже. Для того чтоб задобрить гостя готовили кутью и оставляли угощение, чтоб зимний бог не свирепствовал и не морозил людей и скот.
Появление академичного деда
Новогодний персонаж хорошо знакомый современникам появляется как литературная обработка народных сказаний о зимних духах. В. Одоевский публикует сказку, где главный герой рачительный, ироничный старичок - Мороз Иванович. Он заботится о природе, заглядывает в окна домов и стуком напоминает хозяевам, чтоб топили печку. Ничего не дарит, но вознаграждает за оказанную ему помощь.
Русские писатели после успеха сказки начинают развивать образ Мороза в стихах и в прозе, как хозяина зимнего леса, какой творит волшебство. А укрепившаяся городская традиция украшать ёлку приводит к тому, что лесной дедушка становится обязательным действующим лицом рождественских праздников.
Мифологические зимние персоны
В период, когда шло формирование народных традиций ель в дом приносили различные мифологические герои. Из них стоит, отметить тех, в кого верили до Деда Мороза:
• Бабушку Зиму.
• Святочного старика.
• Морозко.
• Ёлкича.
Такое многообразие лесных обитателей свидетельствует о том, что выбор в пользу привычного уже нам персонажа был сделан не моментально. Так или иначе, новогодний дедушка – это предок, который приходит, чтоб одарить своих родственников. А мифические существа в кого верили до Деда Мороза перешли в ранг фольклорных героев.
Нужно ли верить в чудеса
Каждому ребёнку свойственно верить в волшебство. А оно случается, как раз в последнюю ночь года, когда все ждут чудес, исполнения желаний, мечтают и фантазируют. История про приходящего волшебника – это сказка, в которой нет зла и где все счастливы.
Способность верить в чудеса, как считают психологи необходимый рычаг для устойчивости психики. Заложенная с детства вера в то, что из любой ситуации есть выход, заставляет бороться и выживать в сложные моменты жизни.