Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
eTXT

Как мылись и ходили в туалет в средневековье

 

Как мылись и ходили в туалет в средневековьеКак мылись и ходили в туалет в средневековье

 

Тема гигиены средневековья вызывает особый интерес, поскольку она собрала вокруг себя истории, которые могут повергнуть человека в состояние шока. Речь идет об отсутствии бань и уборных, искоренении привычек мыться католической церковью и, в итоге, об абсолютной антисанитарии в Европе средних веков. Тем не менее, многие из этих предположений не имеют под собой никаких оснований и высказаны, прежде всего, в расчете вызвать удивление и резонанс у доверчивой публики. Как мылись и ходили в туалет в средневековье – реальные факты.

 

Бани – наследие Рима

 

Как мылись и ходили в туалет в средневековьеКак мылись и ходили в туалет в средневековье

 

Существует миф, что общественные бани в Европе в средние века были запрещены. Помимо этого, определенная роль в пресечении интереса к купанию отводилась церкви, якобы считающей, что тело – не более чем временное убежище для души, и потому ему не стоит уделять слишком много внимания. Однако на самом деле ситуация с общественными банями была несколько иной.

 

В Европе средних веков были распространены как общественные, так и частные бани, имеющие лежаки, парильни и ванны, оборудованные бассейнами и другими атрибутами, позволяющими поддерживать человеку личную гигиену. Более того, подобные заведения облагали налогами наравне с питейными заведениями, а посетить их мог человек практически любого социального статуса. Цифры говорят сами за себя: в Париже на начало XIV века насчитывалось 29 общественных бань, не отставала от него Вена, где их было столько же, в Нюрнберге их количество было несколько ниже – 9, в Вроцлаве – 12.

 

Люди, обладающие богатством, могли себе позволить относительную роскошь по тем временам – домашние парилки. Также большим успехом пользовались кадки – большие деревянные бочки, стянутые обручами. Отсутствие водопровода в те времена никого не останавливало – воду приносили слуги или уличные работники за соответствующую плату.

 

Одним из ярких примеров того, что купание представляло собой настоящее удовольствие для людей, является серебряная ванна Карла Смелого, последнего герцога Бургундии. Шикарный атрибут гигиены он возил с собой даже по полям сражений. Ванна была найдена в 1476 году в его лагере после битвы под Грансоном, закончившейся для Карла поражением.

 

Церковь в те времена действительно осуждала общественные бани, но у нее на то были вполне понятные причины: часто в таких заведениях вместе купались обнаженные мужчины и женщины, что, естественно, способствовало их плотской добрачной любви. Забавно, что в Валенсийском кодексе XIII века указывалось, что мужчины и женщины должны были посещать баню в разные дни недели, если хотели помыться за минимальную плату. Если же кто желал помыться в иной день, с него просто взималось более крупная сумма.

 

В более поздние времена со всеми удобствами могли себе позволить помыться и совсем бедные люди – деревянные бадьи устанавливались просто на улице. В них мог искупаться любой желающий.

 

Исчезновению бань в более поздний период способствовала массовая вырубка леса. Цена дров постоянно росла в период с XIII века до Нового времени, когда альтернативу древесине составил каменный уголь, а потому позволить себе роскошь нагреть воду для купания мог только более-менее обеспеченный человек. Помимо этого, некоторые коррективы в банное дело внес и кризис средних веков.

 

Причины появления мифов

 

 Как мылись и ходили в туалет в средневековьеКак мылись и ходили в туалет в средневековье

 

Не бывает дыма без огня – а потому появление вызывающих ужас историй все же имеет под собой некоторую подоплеку. Европа испытывает настоящий кризис в XIV—XV веках. Неурожайные годы, голод, а также повальная эпидемия чумы привели к значительным изменениям правил и порядков поведения в общественных местах.

 

Стоит отметить, что в XIV веке от чумы погибла треть населения Европы – около 25 миллионов человек. Болезнь очень быстро распространялась, а лечению в то время она практически не поддавалась.

 

Бани общего пользования вполне разумно прикрывались, чтобы избежать массового заражения и распространения инфекции. Тем не менее, такие шаги вовсе не говорят об утере интереса людей того времени к соблюдению чистоты. Закрытые купальни с ограниченным кругом посетителей продолжали существовать, а гигиенические процедуры всегда оставались неизменной частью жизни людей.

 

Альтернативные методы купания

 

Как мылись и ходили в туалет в средневековьеКак мылись и ходили в туалет в средневековье

 

Вопреки сложившимся стереотипам, гигиене отдавали должное и в средние века. Не ведется никакой речи о том, что люди не мылись годами, и тем более о том, что они презирали водные процедуры. Единичные случаи отказа от купания известных персон вызывали большой общественный резонанс, а потому и дошли до наших дней. Однако считать их шаблоном поведения общественных масс ни в коем случае нельзя.

 

В том случае, если по каким-то причинам человек не мог посетить баню, для купания использовались небольшие домашние кадки, которые можно было переносить в любую комнату. Конечно, они не обеспечивали такую же эффективность, как хорошо прогретая баня или парилка, но вполне могли поддерживать тело человека в чистоте. Те же люди, которые не могли позволить себе частое купание, заменяли данную процедуру обтиранием влажной тканью. Появление промышленного производства мыла в XV веке в Италии наглядно иллюстрирует, что средства гигиены были востребованы – так как именно спрос рождает предложение на рынке.

 

Средневековые уборные

 

Как мылись и ходили в туалет в средневековьеКак мылись и ходили в туалет в средневековье

 

Довольно распространено мнение о том, что в средневековье люди ходили в туалет в любом месте, а в замках даже не были предусмотрены уборные комнаты. Однако это не было повсеместно и туалеты все же были.

 

В каменных замках имелись пристройки на стенах, выполняющие функцию туалетов. Эти сооружения возводились над специальными рвами, в которые и попадали нечистоты. Такими же по принципу действия сооружениями оборудовали и монастыри. После XIII века в архитектуру туалетов вносятся довольно существенные изменения – они располагаются за двойными дверями, чтобы исключить попадание неприятного запаха в помещение, также с этого времени застекляются окна, чтобы избежать возникновения сквозняков.

 

Не обошли вниманием в средние века и общественные уборные. Они представляли собой сооружение, напоминающее современный деревенский туалет. Вывод нечистот за пределы общественных мест также составлял едва ли не главную задачу организации работы общественных туалетов. Выгребные ямы постоянно чистились ассенизаторами. Делалось это преимущественно ночью для удобства жителей городов, а самих рабочих по этой причине называли «ночными мастерами». Несвоевременная очистка выгребных ям и невозможность поддержания нормальных гигиенических условий представляла собой скорее проблему экономического характера, нежели культурную.

 

Антисанитарные условия в средневековой Европе конечно же были, но в месте тем, были и бани и туалеты. Бани, как римское наследие, прочно вошли в культуру еще в античные времена, а культ чистоты с тех пор никогда не был обделен человеческим вниманием.