Человеческие жертвоприношения славян: темные стороны культуры
Человеческие жертвоприношения славян темные стороны культуры
Человеческая жизнь в настоящее время представляет собой наивысшую ценность, а сама мысль о принесении людей в жертву по религиозным или иным мотивам приводит в ужас. Однако мало кто знает, что подобные убийства были совсем не так редки в истории развития многих культур, и практиковались, в том числе, даже у славян. И множество источников подтверждают существование данной мрачной страницы истории славянской культуры.
Погребальные умерщвления
Человеческие жертвоприношения славян темные стороны культуры
Самые ранние упоминания о принесении человека в жертву у славян относятся примерно к V веку н. э. Умиравший мужчина «забирал» с собой в могилу свое оружие, часто с ним хоронили его собаку, несколько коров или лошадей. Также вместе с ним умерщвлялась и его жена, которая, по утверждениям, сама добровольно хотела отправиться в иной мир вместе с мужем, чтобы быть с ним неразлучной.
Хотя жертвоприношение в данном случае и происходило по желанию женщины, гораздо большее значение играло поклонение умершему, желание удовлетворить его желания и потребности, которые, как считалось, оставались у человека и после смерти.
Переход от язычества к христианству
Человеческие жертвоприношения славян темные стороны культуры
Такое знаменательное историческое событие, как крещение Руси в 988 году, фактически не изменило в один день языческую религию на христианство. Можно утверждать, что с некоторыми пережитками язычества церковь борется и по сей день, однако на первых порах противостояние язычества и христианства выливалось даже в приношения человеческих жертв богам.
Особенно «приятным» языческим богам было принесение им в жертву христианина. Считалось, что именно кровь крещеного человека могла лучше умилостивить разъяренные божества. Количество христианских жертв увеличивалось при восстании славян против новой веры в защиту устоявшимся языческим традициям.
Жертвоприношения во время войны
Человеческие жертвоприношения славян темные стороны культуры
Хотя войны сами по себе сопровождались множественными смертями, кровь могла пролиться и после решающего исхода битвы. При этом исследователи склоняются к мнению, что целью жертвоприношения являлось прекращение разрухи и голода, сопутствующим войне. А по одной из версий, жертву отправляли к богам, чтобы она могла договориться с ними и предотвратить неурожай и другие беды.
Так, однажды после сражения воины князя Святослава сожгли своих погибших в бою солдат, а пленных умертвили – как мужчин, так и женщин. Помимо этого, в жертву принесли несколько младенцев и петуха, которых затем утопили в реке Истре.
Подобное жертвоприношения было задокументировано и при походе князя Владимира в 983 году на ятвягов. При этом бояре вместе с уважаемыми старцами должны были тянуть жребий, чтобы выбрать жертву – молодого человека или девушку. В тот раз выбор пал на сына варяга христианской веры.
Жертвоприношения при бедствиях
Человеческие жертвоприношения славян темные стороны культуры
В древности человек был, как никогда, зависим от стихии. Длительная засуха или же, напротив, постоянные дожди, аномальные холода или зной могли спровоцировать неурожай и привести к голоду. Чтобы задобрить богов, которые, как считалось, управляли стихией, в жертву им приносились люди.
Есть упоминания об обычае, когда в особо тяжкие годы младенца разбивали о камень, чтобы прекратить несчастья. При этом душа невинного человека должна как нельзя лучше умилостивить богов.
Особого упоминания стоят и те случаи, когда в несчастии винили колдуна или ведьму, которым и приписывалось ответственность за бедствия. При этом попавшие под подозрения в колдовстве люди часто становились жертвами самосуда, несмотря на то, что за подобные убийства уже предполагалось наказание по закону.
Например, в округе, где несколько лет подряд не было хорошего урожая, в беде могли обвинить мужчину или женщину, которых крестьяне связывали с нечистой силой. При этом во время засухи несчастных топили в реках, а при обильных дождях и граде, побивших поля, жертву сжигали. Часто при этом принимались и дополнительные меры для того, чтобы колдун или ведьма не начали мстить после смерти, не стали упырями – например, тело протыкали осиновым колом.
Покровительственные жертвоприношения
Человеческие жертвоприношения славян темные стороны культуры
Одним из факторов, которые способствовали жертвоприношениям, являлось отношение древних славян к жизни и смерти. Цикл жизнь-смерть-жизнь считался постоянным и неразрывным. К примеру, у славян существовало поверье, что после смерти и захоронения в земле тела человеческая душа переходила к младенцу. Таким образом, смерть не являлась концом существования души, а помимо этого, она сама по себе приводит к перерождению и обновлению сил, в том числе и той земли, в которой захоронено тело умершего.
Также считалось, что сила усопшего передается его предкам. Особенно это касалось людей, обладающих большим авторитетом и властью при жизни, вождей. Именно поэтому такой человек мог быть убит для того, чтобы после смерти покровительствовать своим потомкам, заботиться о них и помогать им. Описываются даже случаи, что старейшина сам, добровольно приносил свою жизнь в жертву ради помощи при длительных бедствиях, вызванных неурожаем или повальным падежом скота, болезнями и прочими тяготами.
Некоторые исследователи придают особое значение действиям и языческим элементам во время проведения ритуалов – например, сжигание чучела на Масленицу они связывают с предшествующим этому безобидному действию настоящим жертвоприношением, символизирующим цикличность жизни и смерти не только человека, но и природы.
Захоронения при строительстве
Человеческие жертвоприношения славян темные стороны культуры
Археологические находки говорят и о том, что человеческие жертвоприношения совершались и во время строительства – так называемые строительные жертвы. Их цель также сводилась к покровительству и упованию на лучшее будущее после совершения ритуала.
Так, практически по всей Европе известны захоронения младенцев в стенах домов. Человеческие останки в жертвенных ямах находили в Волине, Праге, Риге, Гданьске и многих других городах. Археологи отмечают, что некоторые останки найдены в неестественном положении.
В целом же, хотя факт человеческого жертвоприношения и является ужасающим, ритуалы славян не отличались особой жестокостью. Ритуальные убийства чаще проводились исключительно для блага общины, преодоления бедствий и неприятностей, с которыми люди не могли совладать своими силами, а потому вынуждены были искать иррациональный выход из сложившейся ситуации.